Торговые ряды, ярмарки, базары. Торговые ряды – старинный купеческий центр Костромы Ярмарочные ряды

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

— событие, которое объединяет на одной территории все районы нашей области, а также другие регионы Российской Федерации и зарубежье. Ярмарочные ряды раскинулись, как обычно, на Набережной, вблизи Покровского храма. Такое место проведения ярмарки выбрано не случайно, ведь название события уходит истоками в первую тамбовскую церковь: день её освящения состоялся именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Историю сейчас многие забывают, а вот радоваться ярмарке меньше не стали. Разнообразные яства на любой вкус, зрелищные представления, концерты, конкурсы: ну и как всё это можно пропустить? После торжественного открытия на Площади Музыки в режиме нон-стоп выступают творческие ансамбли, а правее от сцены начинаются бесконечные лабиринты экспозиций и торговых палаток. Всю сложность подготовки такого мероприятия невозможно даже вообразить: многие районы возвели настоящие дворцы архитектуры на своих участках.

На ярмарке можно увидеть все традиционные народные развлечения, какие только могут быть. Бой мешками, салки, перетягивание каната: перечислять можно долго и много, но лучше увидеть всё своими глазами и поучаствовать.

Кроме выставочных рядов, на ярмарке, естественно, есть торговые. Многие целенаправленно отправляются туда за конкретными покупками, но даже если вы не собираетесь ничего приобретать, стоит пройтись по торговым точкам тоже.

Каждый год гостей Покровской ярмарки приятно удивляют новинки в продовольственном, текстильном и сувенирном ассортименте. Закупки всегда проходят плодотворно, и взрослые посетители ярмарки остались довольны.

Детям гулянье тоже приходится по вкусу. Ещё бы, ведь повсюду музыка и веселье, люди ходят в нарядных костюмах, а родители то и дело угощают чем-то вкусным. В завершение всего этого — катание на каруселях. Что ещё нужно для счастья?

Виктория ЧУРИКОВА

Петербург — голова России, Москва ее сердце, а Нижний Новгород — карман.
Поговорка XIX века


«Сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира, писал в своё время П.И. Мельников-Печерский. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли».

Зарождение всероссийской ярмарки на нижегородской земле приходится на первую половину XVII века. С 1641 года она стала называться Макарьевской, так как перебралась под стены монастыря св. Макария, расположенного в 90 верстах от Нижнего Новгорода вниз по Волге.

Макарьевский монастырь

Ярмарка неуклонно приобретала поистине всероссийский размах. Один иностранец, побывавший на ней в начале XIX в., с изумлением писал: «Ярмарка Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего незначащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в этом месте... Надо видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе лошадей, экипажей, телег, которые на пространстве нескольких верст покрывают всю поверхность земли кругом городка Макарьева...» (лейб-медик Реман, 1804).

Китайские ярмарочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. Авторы А. О. Карелин и И. И. Шишкин

Макарьевская ярмарка процветала до 18 августа 1816 года, когда сильнейший пожар полностью уничтожил Гостиный двор и торговые строения.

Государственное значение нижегородской ярмарки было столь велико, что Александр I решил отложить перестройку Зимнего дворца, а ассигнованные на это полтора миллиона рублей «отпустить на ярмарку». Комитет министров постановил перевести ее в Нижний Новгород, на луговую сторону Оки при впадении ее в Волгу.

Первая ярмарка открылась в Нижнем 20 июля 1817 года и превзошла по торговым оборотам Макарьевскую: 24 млн. рублей серебром (против 14,5 млн. руб.). После столь успешного начала развернулось грандиозное строительство каменного торгового комплекса площадью 500 тысяч м2. Возглавил его выдающейся инженер А. Бетанкур, который доносил государю: «Новое место для ярмарки в высшей степени удобное. Отсюда легко отправлять товары в обе столицы и за границу, что если это место благоустроить, прорыть каналы, кое-где возвысить площадь, то из этого места можно сделать маленькую Венецию».

Генерал-лейтенант А. Бетанкур

Всего за четыре года напротив Нижнего вырос Гостиный двор — настоящий ярмарочный город, включавший в себя Главный дом, боковые административные корпуса, 48 торговых корпусов и пристань. Через Оку был переброшен полукилометровый мост длиннейший на то время в России.

Перспектива ярмарки в Нижнем Новгороде. 1822 г.

15 июля 1822 года ярмарка приняла гостей в новых каменных сооружениях. С тех пор этот день стал традиционным днем открытия Нижегородской ярмарки.

А.С.Пушкин, побывавший здесь в 1833 году, описал свои впечатления о Нижегородской ярмарке так:

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.

Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,

Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей.

Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,

Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.

Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух…

«Евгений Онегин»

Въезд на плашкотный мост с ярмарочной стороны , 1896 г.,

К концу XIX века Нижегородская ярмарка превратилась в крупнейший в Европе торговый центр, с 200-тысячным «населением» и ежегодным оборотом в полмиллиарда рублей. Здесь устанавливались общероссийские годовые цены на хлеб, текстиль, кожу и другие важнейшие товары.В течение всего XIX века Нижний Новгород был самым крупным в мире центром торговли зерном.

Вид на Нижегородскую ярмарку на рубеже XIX-XX вв.

География внешнеторговых связей Нижегородской ярмарки во второй половине XIX - начале XX вв. выглядит так: США, Германия, Голландия, Швеция, Болгария, Италия, Дания, Португалия, Бельгия, Турция, Греция, Персия.

Красноярские купцы на Нижегородской ярмарке

При этом российские производители и торговцы постоянно теснили иностранцев. В 1914 г. доля иностранных фирм на ярмарке составляла всего 4%.

Главный ярмарочный дом 1890-е гг.

Нижегородская ярмарка играла яркую роль в культурной жизни России.
Здесь был свой театр, который по отзыву А. Островского, не уступал любому московскому. В зале Главного дома проходили концерты. Оперы нижегородцы слушали в исполнении лучших российских (Шаляпин, Собинов) и итальянских певцов. В начале ХХ в. появились первые кинотеатры.

Ярмарочный театр Фигнера

Для охраны ярмарки от пожаров имелись 2 паровые и 10 ручных помп, 12 бочек и 11 лошадей, которые обслуживали 1 брандмейстер, 4 унтер-офицера, 64 рядовых и 74 добровольца. За порядком на ярмарке следила особая ярмарочная полиция, состоящая из 276 человек. Медицинский персонал «врачебного комитета» состоял из 29 врачей, 16 студентов-медиков, 32 фельдшеров, фармацевта и одного ветеринарного врача, которые осматривали за сезон до 15 тысяч человек.

Вид с главного дома на территорию ярмарки , 1890-е гг

Революция и Гражданская война вызывали долгую паузу в работе Нижегородской ярмарки. Возродил ее НЭП. В это время она имела еще достаточно большие обороты, хотя и уступавшие дореволюционным: с 1922 по 1928 год товарооборот вырос почти в десять раз — с 31 млн. рублей до 300 млн. рублей. Нижегородская ярмарка вновь приобрела всесоюзный характер и начала налаживать международные связи. В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм из всех районов СССР, а также Ирана, Ирака, Китая, Афганистана, Турции и Монголии.

Однако с годами лицо ярмарки постепенно менялось. Бывшее всероссийское торжище быстро превращалось в ярмарку-выставку образцов. Она уже не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. Началось разрушение пустующих ярмарочных зданий.

В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки.

6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о закрытии Нижегородской ярмарки как социально враждебного явления. Это решение фактически завершило кампанию по ликвидации НЭПа.

«Карман России» не просто вывернули, а напрочь оторвали.

Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода. Город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.

Архитектурный комплекс Нижегородской ярмарки умирал постепенно, еще в течение многих десятилетий. В 30-е годы ярмарочные здания были приспособлены под жилые помещения, что привело к образованию района трущоб. Многочисленные храмы, за исключением двух соборов, были разрушены. В 1940 - 50-е годы ярмарка, как некогда Колизей, стала своеобразной «каменоломней» для вновь возводимых жилых зданий города. Главный дом превратился в административное здание. В 1970-е годы он был реконструирован, и в нем разместился «Детский мир». На месте гостиного двора и Бетанкуровского канала были возведены многоэтажные жилые дома. Основная ткань исторической застройки была практически полностью утрачена.

Современный вид на Нижегородскую ярмарку

К настоящему времени на территории ярмарки сохранились только Спасский и Александро-Невский соборы, а также Главный дом — немые свидетели былого величия.

Оригинал статьи на моем сайте

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка . Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка . Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка . Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка . Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь )

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы" )

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.